Главная > Статьи

Статьи

 

«ДАЖЕ ВОЛК ВЕДЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ»

Священник Анатолий Савчук о разводах христиан

То, что призванные быть светом миру христиане, согласно статистическим данным, перестают светить ему, не подавая должного примера в супружеской жизни, к сожалению, печальный и постыдный для нас факт. Количество разводов в семьях, называвших себя православными, вполне сопоставимо с разводами «в миру» – наверное, каждый из нас может привести один-два примера, а то и больше. Доходит дело даже до убийств. Причем это не страшилки из страны далекой, а самая что ни на есть наша безрадостная действительность.

Мы беседуем с иереем Анатолием Савчуком, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в далеком Харовске Вологодской области, отцом девятерых детей, о причинах нашего столь нехристианского поведения и способах исправления своей жизни по Евангелию.

 

 

Терпимое скотство

– Отец Анатолий, одна из бед нашего времени, судя по статистике даже среди православных, – это бесстрашное отношение к Таинству брака.

– Думаю, вы правы. Разводы и их предвестники стали чем-то терпимым, «нормальным» – простите за такое слово – в нашей среде. Судя по количеству разводов, а также разладов, скандалов в наших семьях, мы, православные, действительно подходим к браку без должного страха – страха Божия.

– В чем причина такого омертвения сердца? И как же нам реагировать на совершенно справедливые замечания людей, к Церкви не принадлежащих: «Что ж вы, православные, учите нас жизни, а сами живете по-скотски? Да у вас у самих – что ни брак, то развод, а то и похлеще»?

– Насчет «по-скотски». Ладно, волк – не скот, но все-таки: часто даже эти дикие звери, хищники, гораздо достойнее некоторых людей ведут себя, когда речь идет о супружестве. А причина нашего страшного поведения – это эгоизм, самолюбие, на мой взгляд. Самолюбие стало всеобщей бедой. Эгоизм пропагандируется с невиданной доселе силой и напором: из всех динамиков, со всех экранов на нас давит агрессивное яканье: «Я – бог, я этого достоин» и т.п. Реклама глупа, и ее можно попытаться не замечать, но из-за ее назойливости и всепроникаемости это очень трудно сделать.

Можно выключить рекламный ролик, но как выключить, скажем, какой-нибудь фильм, где вроде бы нет никакой рекламы, но вовсю пропагандируется тот самый эгоизм? Главный герой, парень-симпатяга, крушащий врагов направо и налево, спасающий мир в стотысячный раз, – чем не пример для подражания для юношества и не предел мечтаний для подрастающих девушек? Но взгляд на семейные отношения этого симпатяги оставляет самое удручающее, с точки зрения христианства, впечатление. Какие там семейные ценности, какая там верность, какое подлинное рыцарство?! Да там мрак и ужас. Но герой-то «положительный», следовательно, и образ его жизни зазорным не может быть. Вот и получается, что иллюзорное спасение мира на самом-то деле ведет к его разрушению – через разрушение естественных представлений о семье, верности, любви и чести.

Квадратные метры вместо Отечества

 

/p>

 Это если брать кинематограф. А если взять наши разговоры? Все чаще слышу: «А что мне это даст?»; «А что я с этого буду иметь?» Я ему – «Доброе утро!», а он со мной торгуется. Что за явление?

– То же самое: самолюбие. Ты посмел с ним поздороваться, значит, проявил какой-то интерес. Раз он тебе интересен, давай что-нибудь взамен. Это какой-то слом того старого доброго русского, что было в нас с детства. Обычного бескорыстия простой открытости.

Современный человек не умеет терпеть и ждать, жертвовать своими интересами

Есть и еще одно явление: человек разучивается терпеть и ждать. Сейчас мы живем на всем готовом, по крайней мере этот принцип во главе угла нашего воспитания, в том числе школьного. Помните выезды школьные на картошку? «Общественно полезный труд» – была такая дисциплина. Человек учился делать хоть что-то для других, жертвовать какими-то своими интересами. Мне-то проще, я сельский: если я вместо того, чтобы пойти, скажем, вместе со всеми на ту же картошку или на покос, еду на рыбалку или еще куда, свои же меня не поймут и доходчиво объяснят мне свое недоумение. Впрочем, это же было и в городах, насколько я знаю.

Сейчас же я сильно сомневаюсь, что все дети в курсе, что чай может быть сладким только в том случае, если положишь туда сахар и размешаешь его. Желательно сам. Далеко не всегда достигается и это. И если я живу на всем готовом, если с младенчества привык к тому, что у меня есть всё по первому хлопку и первому же платежу с кредитки, то интересы другого мне, знаете, как-то по барабану: я его/ее приобрел – пусть выполняет те брачные функции, ради которых и было осуществлено приобретение.

Наша семья атомизирована, разодрана в клочья: родители – отдельно, родители родителей – отдельно

Еще одна беда: потеря почитания старших. Могли бы мы представить себе каких-нибудь 30 лет назад, что к учителю можно обращаться не «на Вы» и не стоя? Чтобы кто-то не уступил место в транспорте старшему? Если раньше дедушка или бабушка в семье – это было совершенно естественно, и именно от них ребенок учился правилам уважительного поведения в обществе, то сейчас наша семья, точнее, то, что от нее осталось, атомизирована, разодрана в клочья: родители отдельно, родители родителей – отдельно. И очень сложно в таких условиях прививать навыки хорошей семейной жизни, если мудрые старики оказываются где-то далеко и ходят к детям в гости по приглашению, после нескольких телефонных звонков, чтобы не «оторвать их от важных дел».

Урбанизированная, атомизированная и жутко эгоистичная общность, лишенная земли, – вот что мы сегодня из себя представляем. Да и живем мы уже не на земле, а на квадратных метрах. Мы корни утратили – в прямом и переносном смысле. Так мы теряем и семью, и Отечество. Понимаете, нам нечего защищать, не для чего жить, кроме как для квадратных метров. Так себе патриотизм, если вдуматься.

Несколько завышенное самомнение

– То, что мы православные, не должно ввергать нас в высокое мнение о себе. Борьба с грехом продолжается до последнего вздоха, и нечего думать, что мы лучше других. Вспомним историю преподобного Иакова Постника. Этот великий человек однажды победил искушение. Пока его пыталась соблазнить блудница, он держал руку над огнем. А потом, видимо, возгордившись, он пал с самой благонамеренной девицей-христианкой и убил ее. Много позже людям стала известна сила и глубина покаяния Иакова, когда епископу открылось, что только по молитве этого покаявшегося святого минует страшное бедствие, обрушившееся на ту землю. И я очень не уверен, что преподобный Иаков после такого урока когда-нибудь считал себя святым. В отличие от нас, которые прощают себе очень и очень многое. Нам бы не мешало помнить, по моему твердому убеждению, что по сравнению с нашими великими преподобными предками мы – пыль. И знать, что если уж такие столпы были подвержены падениям, то нам ли, грубо говоря, выпендриваться?

– Так что же делать нам, лишенным Родины, семьи, не святым?

– Не отчаиваться никогда. И помнить, что Бог способен сделать человека и из праха. Да, и смотреть, искать добрые примеры. А они есть, несмотря на откровенное нежелание рассказывать о них в СМИ, киноиндустрии или где еще. «Как знаешь, ты, жена, не спасешь ли мужа?» или «Как знаешь, ты, муж, не спасешь ли жены?» – апостол обращается и к нам, сегодняшним горе-христианам. Сколько случаев из современной жизни, когда терпением, иногда просто мученическим терпением, и самоотверженностью жены или мужа вторая половина приходила в себя и семья становилась настоящей, христианской, крепкой!

Твердое «нет», знание молитв и добрый совет

 

 

– Очень красивое Таинство Венчания. Когда, по вашему мнению, нужно отказать в нем людям, заявляющим о своем намерении венчаться?

– Тогда, когда ты видишь, что к несению венцов они не готовы. Если люди не церковные, если они не ходят на воскресные службы, не принимают участия в Таинствах, то определенно имеет смысл подождать. Годик, может быть, при условии их вступления в церковную жизнь. А иначе им сложно выстроить семью.

– Имеет ли смысл, полезно ли вступающим в брак предварительно познакомиться, прочесть и понять как следует молитвы, которые будут звучать на Венчании? Ведь во время самого Таинства люди могут просто перенервничать, пропустить важные слова.

– Конечно! Тем более что эти молитвы очень поэтичны, историчны, это настоящий кладезь любви, сопереживания, добрых пожеланий им от Церкви.

– А как быть с уже воцерковленными людьми: можно ли, нужно ли когда-то посоветовать им повременить с Венчанием?

– Да, если у них один умный, опытный духовник, который действительно переживает за обоих. Не за себя – за них.

– Что можно сказать тем христианам, которые стали жертвой развода – по собственной ли вине, вине супруга, чаще – по обоюдной вине?

– Не знаю. Случаи настолько индивидуальные, что что-то общее сказать сложно. Призывать всех к покаянию будет слишком общо, и оттого покаяние может потерять свою силу и значение. Дежурно призвал – дежурно «покаялись». Нет, я не знаю. Каждый случай индивидуален.

Давайте беречь друг друга – делом, словом, помышлением

– Дайте, пожалуйста, добрый совет молодым.

– Лучше сказку расскажу. Грузинскую. Послали как-то человека за какой-то надобностью к трем братьям в горы. Приходит к младшему, стучится в дверь дома – оттуда крики, упреки. Выходит сгорбленный старик. «Так и так, меня послали к тебе за хлебом. Есть ли у тебя?» – «Нет, и давно уже не было. Спроси у среднего брата». Приходит к среднему – та же история. Те же крики, вопли, скандалы, такой же угрюмый сгорбленный старец. Отправил его к старшему. Стучится – полная тишина. Распахивается дверь, и выходит сияющий, радостный дядька. Зовет его в дом, угощает, снабжает всем необходимым – полный алаверды. Тот изумляется, спрашивает у жены этого молодца: «Как же так? Этот брат самый старший, а выглядит так молодо, и вы все счастливы. Как так, объясни мне?» Та отвечает: «Тут все просто: я берегу мужа».

– Так выпьем же за то, чтобы и наши жены выглядели всегда такими же молодыми и были бы с нами такими же счастливыми, как мы с ними, – так?

– Если умеренно и хорошего грузинского вина, то – обязательно. А если серьезно, то давайте действительно беречь друг друга – делом, словом, помышлением.

Священник Анатолий Савчук
беседовал Петр Давыдов

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

1 октября 2018 г.

    • Источник: https://pravoslavie.ru/116075.html

 

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

 Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

 

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

 

События Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дружинами русских князей-варягов Аскольда и Дира. Известный историк Церкви Антон Карташов приводит текст патриарха Фотия, который хронологически подтверждает, что события могли иметь место именно в 866 году, а значит нападающими были именно русы, а не сарацины, так как сарацинские нашествия случились на полвека позже. Патриарх пишет: «Помните ли вы ту мрачную и страшную ночь, когда жизнь всех нас готова была закатиться вместе с закатом солнца и свет нашего существования поглощался глубоким мраком смерти? Помните ли тот час невыносимо горестный, когда приплыли к нам варварские корабли, дышащие чем-то свирепым, диким и убийственным. Когда море тихо и безмятежно расстилало хребет свой, доставляя им приятное и вожделенное плаванье, a на нас воздымая свирепые волны брани. Когда они проходили перед городом, неся и выдвигая пловцов, поднявших мечи и как бы угрожая городу смертью от меча…

 

 


Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?

Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?

Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» - так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.

Когда, воздевая руки к Богу, всю ночь мы просили у Него помилования, возложив на Него все свои надежды, тогда избавились от несчастья, тогда сподобились отмены окружавших нас бедствий. Тогда мы увидели рассеяние грозы и узрели отступление гнева Господня от нас. Ибо мы увидели врагов наших удаляющимися, и город, которому угрожало расхищение, избавившимся от разорения…»

 

Так почему же именно на Руси эти события в памяти верующего народа остались глубже, чем даже в памяти потомков чудесно спасшихся византийцев? О князьях Аскольде и Дире известно не только как о жестоких войнах и разорителях чужих земель. Известно также и то, что после неудачного похода в Константинополь, русы прислали императору Византии посла с просьбой направить в Киев христианского миссионера. Воинственным варягам стало интересно: что же это за Бог у греков, способный разметать сильнейшее войско? Некогда воинственные язычники-варвары, Аскольд и Дир к концу жизни приняли крещение, крестились и многие из их дружинников.

Если это действительно так, то значит моментальное поражение в не самой славной военной кампании лишило русов материальных трофеев, но принесло им нечто гораздо большее. Недаром, события времен Аскольда и Дира порой называют «первым крещением русов».

 

История празднования Покрова Пресвятой Богородицы

Мы читаем об установлении праздника в русском Прологе ХII века (древнерусский житийный сборник).

«Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

На Руси церкви в честь Покрова Божией Матери стали строить в XII веке. Одна из самых древних и красивых — Покрова на Нерли. Ее  возвел святой князь Андрей Боголюбский. Есть предположение, что именно он и распространил традицию празднования Покрова Богородицы на Руси.

 

Икона Покрова Пресвятой Богородицы

Самые древние на Руси изображения праздника Покрова можно увидеть на вратах Рождественского собора в Суздале и в росписях собора Снетогорского монастыря в Пскове. Относятся они к XIV веку.покров Богородицы

источник : https://foma.ru/14-oktyabrya-2013-pokrov-presvyatoj-bogorodiczyi.html#chto_takoe_pokrov



ПРОПОВЕДЬ НА ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

 

«Аз есмь с вами и никтоже на вы», — говорит Господь каждому верующему в Него. Никакая скорбь, никакие искушения, никакие самые страшные несчастья не должны сломить верующего, соединенного верой и духом со Христом человека. Вот перед нами мощи святителя Илариона и, наверное, большинство из вас читали его житие, читали, как он совершал службу святой Пасхи в Соловецком концентрационном лагере. Узники, совершенно бесправные люди, над которыми их мучители могли надругаться, которых могли убить в любой момент, эти узники праздновали торжество силы Того, на Кого они возложили всю свою надежду.

 

Внешняя победа в этом мире ничто – важна только победа внутренняя. Внешняя победа дастся Церкви Христовой во втором Пришествии Господа Иисуса Христа. И пример духовной, внутренней победы – сама жизнь Спасителя. Внешне Он был побежден, распят как злодей и разбойник. Но совершилось то главное, ради чего Он пришел в мир, то, по сравнению с чем любая внешняя победа – сор ничего не стоящий - это Его победа над смертью — над самым страшным и непобедимым злом, которое существует в мире. «Смерть, где твое жало, ад, где твоя победа?! Сия есть победа победившая мир – вера ваша», - восклицает апостол Павел, духовными очами созерцая подвиг любви к человеческому роду Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа.

Через сорок дней после Пасхи там, на Соловках, где святитель Иларион возглавлял пасхальную службу, конечно же праздновалось и Вознесение. Конечно же, сонм заключенных епископов, священников и мирян воспевал и эти великие и прекрасные слова: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы». С этими словами, быть может, многие из них уходили и на мучения, и на казнь, твердо веруя, что Господь Иисус Христос с ними и они победители, и никто их победить не может. «Аз есмь с вами, и никтоже на вы!». Они пренебрегли жизнью своей плоти, они пренебрегли внешней победой, столь ценимой в этом мире, ради следования за Истиной, которую они обрели, за Христом Спасителем.

Вот братья и сестры, о чем хотелось сказать сегодня. Но насколько мы отличаемся от победивших зло этого мира новомученников и святых. Исповедь наша, когда мы предстаем пред Богом и должны каяться в наших злобах и грехах, все более и более, год от года, становится все менее похожа на исповедь и все более на малодушные вопли и жалобы на жизнь. Забыто могущество христианина, забыто то, что мы должны быть победителями в этом мире, победителями зла. Бесконечные жалобы на ближних, бесконечные жалобы на обстоятельства жизни, бесконечное уныние и отчаяние — вот, что к несчастью сегодня побеждает православного христианина.

Малодушие, а не мужество — вот что становится качеством духа современного человека. «В терпении вашем стяжите души ваша». Об этом терпении и мужестве, о том, что все здесь на земле посылается нам от Господа и в том состоянии, в котором мы призваны Богом, мы должны подвизаться терпеливо и мужественно — об этом забывают многие даже в Церкви. Ищут компромисса, ищут легкого, ищут самооправданий и в результате теряется дух христианский. Но Господь не любит боязливых. Дух Божий отходит от человека и оставляет его один на один с его беспомощностью, с его слабостью, с его страшным унынием. И это вместо того, чтобы он набрался, наконец, мудрости возблагодарить Господа за все те испытания, которые Он посылает нам, возблагодарить, потому что только в благодарении заключается истинное познание Бога. Никак по-другому Бога падшему человеку познать невозможно. Сегодня в начале Божественной литургии на антифонах мы слышали слова Псалмопевца: «Бог в тяжестех Его знаем есть, егда заступает ны» — Бог познается в испытаниях и тяжестях жизни, когда после порой продолжительного, но совершившегося нашего терпения в перенесении этих испытаний, Бог являет Свою силу – «егда заступает ны». В этом великая тайна истинного Богопознания, тайна Креста и смысла человеческих страданий. «В терпении вашем стяжите души ваша», — заповедует нам Господь.

Можно до бесконечности унывать, жаловаться искажать само таинство исповеди осуждением ближних, ропотом на Бога, забывая осудить главного виновника своих бед — самого себя. Бесплодной смоковницей оказывается тогда человек. И все это будет продолжаться до тех пор, пока мы не осудим сами себя, не возблагодарим Бога за все, что Он посылает нам, поняв, что каждое мгновение жизни, каждый день для православного христианина — это те шаги в Царствие Небесное, которыми ведет нас Господь. Именно эти искушения, посланные от Бога каждому из нас, именно нашей душе, с нашими болезнями, с нашими немощами надо преодолеть, чтобы вознеслась до бессмертия наша душа.

Был один монах, к которому тридцать братьев живущих в монастыре относились хорошо, а трое очень плохо и всячески его оскорбляли и обижали. В малодушии этот монах решил уйти из монастыря, надеясь найти лучшую долю. Он поселился в другом монастыре, и там из двадцати человек пятнадцать любили его, а пять относились к нему презрительно. Он снова не выдержал, и перешел в другой монастырь, там три человека относились к нему хорошо, а двадцать плохо. И так далее, и так далее... И вот когда он совершенно изнемог, и, наконец, понял гибельность этого порочного круга, он остановился перед дверью первой попавшейся ему обители, взял свиток пергамента и написал на нем: «Никуда не выходи отсюда и все терпи». И в этой обители случилось так, что несколько человек относились к нему хорошо и мирно, а несколько человек по наущению дьявола возненавидели его. Каждый раз, когда находило искушение, он доставал свиток, прочитывал его, приходил в мирное устроение и решался терпеть до конца все, что ниспосылается ему. Братья, которые относились к нему с подозрением пришли к настоятелю и сказали: «Авва, этот новый монах — колдун. У него какой-то заговор написан на пергаменте, изгони его из обители». Настоятель монастыря, был мужем мудрым. Он пришел однажды, когда брат спал и, будучи наделен настоятельскою властью, открыл это письмо, чтобы узнать, что же там написано и прочел слова о терпении. На следующий день настоятель вызвал монаха и братий, восстающих на него, и сказал: «Что вы имеете сказать против этого монаха?» Они сказали: «Он — колдун». Игумен спросил у брата: «Что ты скажешь на это?» «Простите меня, братья», — сказал наш, теперь уже терпеливый монах и поклонился им в ноги. «Выгони его вон! Он признался!» — сказали монахи-обвинители. И вновь игумен спросил: «Что ты теперь скажешь?» И вновь он сказал: «Простите меня, отцы и братья. Как, авва, ты решишь, так и будет». И тогда настоятель сказал: «Возьмите у него его свиток, прочтите и делайте с ним все, что хотите». Братия взяли этот свиток и прочли: «Будь в этом монастыре, и что бы ни случилось, все терпи». Тогда братия устыдились, стали просить прощения у игумена. Игумен сказал: «Что вы просите прощения у меня? Просите прощения у Бога за себя и за свои души и у этого брата».

Невозможно нам называться христианами и пребывать в малодушии. Невозможно нам надеяться на то, чтобы быть со Христом в Царствии Небесном, куда Он вознесся в нынешний, сороковой день после Пасхи, и не быть Его посильными соподвижниками в крестном пути нашего Господа, воплотившегося, распятого и вознесшего нас всех ради спасения каждой нашей души.

Дай Господь, чтобы этот праздник Вознесения вознес наши души к радостному пребыванию в этом мире, к истинному христианскому мужеству, к торжествующему над злом и унынием терпению всех испытаний и скорбей, подобно тому терпению, которое принес Спасителю священномученик Илларион. Потому что это дерзость и грех перед Богом, когда мы унываем в этом прекрасном и удивительном мире, который Господь создал для нас и через который Он ведет нас к еще более удивительному и прекрасному миру — Царствию Небесному. Аминь.

7/20 мая 1999 г.

Архимандрит Тихон (Шевкунов)

8 июня 2005 г.  http://www.pravoslavie.ru/






 

Почему на Пасху мы красим яйца?

Традиция красить яйца на праздник Пасхиимеет многовековую историю. И корни ее уходят в те давние времена, когда ныне равноапостольная, а тогда еще просто Мария Магдалина отправилась в Рим с Благой Вестью о воскрешении Иисуса Христа.
 Со словами "Христос Воскрес!" она протянула римскому императору Тиберию самое обыкновенное куриное яйцо. Император резонно выразил недоверие словам женщины и неверие в то, что кто-то из мертвых вообще может воскреснуть. Он сказал, что скорее белое яйцо станет красным, нежели хоть один человек вернется назад из небытия.
 И в тот же миг, едва прозвучали слова сомневающегося правителя, белоснежная скорлупа куриного яйца в его руках окрасилась в красный цвет, как будто пролилась на нее кровь Спасителя, пострадавшего за грехи человеческие. И уверовали не только Тиберий, но и многие, что были при том событии. И стали каждый год в это же самое время красить яйца. А иудейский праздник Пасхи, до тех пор связанный лишь с освобождением евреев от рабства и исходом их из Египта, стал праздником Воскрешения Иисуса Христа.
 Яйцо во многих религиях и культурах символизирует зарождение новой жизни. Древние персы и египтяне почитали куриные яйца за символы плодородия, окрашивали их в разные цвета и преподносили в дар богам во время своих многочисленных весенних празднований-фестивалей. У христиан же именно яйцо стало знаком воскрешения, перехода к новой жизни.
 В православной традиции яичная скорлупа символизирует гроб, а ее красный цвет - кровь Иисуса, а также принадлежность Спасителя к Царствию Божию. Ведь на Востоке исстари красный и пурпурный оттенки свидетельствовали о принадлежности ко всему царскому и великому.


"Правильнее" - если так можно выразиться - окрашивать яйца на Пасху именно в красный цвет. И лучше натуральными красителями. Луковой шелухой или свеклой. Пасхальные яйца дарят родным, друзьям, знакомым и незнакомым людям со словами "Христос Воскрес". Получивший же подарок отвечает "Во истину Воскрес". И не прерывается традиция принесения доброй вести всему живо

Страстная седмица – последняя неделя перед Пасхой. В Православной Церкви это самая важная неделя всего года, посвященная последним дням земной жизни Христа, Его страданиям, распятию, крестной смерти, погребению.

Страстная Седмица – это уже не Великий пост, хотя пост в эти дни соблюдается особенно строгий.

В первые три дня Страстной седмицы Церковь подготавливает верующих к сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя.

http://www.rossia-pravoslavnay.ru/2014/03/blog-post_15.html

В Великий Понедельник

Церковь вспоминает ветхозаветного патриарха Иосифа Прекрасного, из зависти проданного братьями в Египет, прообразовавшего страдания Спасителя. Кроме того, в этот день вспоминается иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

В понедельник Страстной седмицы Патриарх совершает молитвы на начало чина мироварения. Чин мироварения происходит только раз в году и только на Страстной седмице. По церковному правилу возглавляет чин мироварения Предстоятель Церкви. В первый день миро доводят до кипения и потом все время варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды. Все это время священники по очереди читают Святое Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами. Освящение мира совершается Святейшим Патриархом в Великий четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах.

Миро – особая смесь растительных масел, душистых трав и благовонных смол (всего – 50 веществ). В ветхозаветную пору им помазывались Скиния, первосвященники, пророки и цари. Жены-мироносицы шли ко гробу Иисуса именно с таким миром. Миром помазуют при совершении Таинства Миропомазания: крещении, в случаях, когда приобщаются к православию инославные христиане. Миро употребляют и для освящения новых престолов в храмах.

Тропарь: Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща: недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися: но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас. Скачать mp3 файл
Перевод: Вот, в полночь идет Жених; и блажен тот слуга, которого найдет Он бодрствующим; но недостоин (Царствия) тот, которого застанет Он дремлющим. Душа моя! Смотри, не отягощайся сном (духовным), чтобы не умереть смертью (греховною) и не остаться вне дверей Царства Небесного; но сбрось дремоту, взывая: свят, свят, свят Ты, Боже, по ходатайству Богородицы помилуй нас. Светилен: Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь: просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси мя. Скачать mp3 файл
Перевод: Спаситель мой! Вижу чертог Твой украшенный, но не имею одежды, чтобы войти в него. Податель света! Сделай светлой одежду души моей и спаси меня.

В Великий Вторник

Христос пришел в Иерусалимский храм и много учил в храме и вне храма. Первосвященники и старейшины, слыша притчи Его и понимая, что Он о них говорит, старались схватить Его и убить. Но напасть на Него открыто не решались, боясь народа, который почитал Его за пророка.

В этот день Церковь вспоминает притчу Христа о десяти девах, о талантах и из продолжения положенного в понедельник повествования о втором пришествии Христовом. Этими воспоминаниями Святая Церковь особенно призывает верующих к духовному бодрствованию, к целесообразному употреблению дарованных нам способностей и сил, особенно на дела милосердия, которые Господь принимает как личную заслугу Себе Самому, когда говорит о них: «Понеже сотворите единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе» (Мф. 25, 40). В Великую Среду вспоминается жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, когда Он был на вечери в Вифании в доме Симона прокаженного, и этим приготовившая Христа к погребению. Здесь же Иуда решился предать Христа иудейским старейшинам за 30 сребреников (сумма, достаточная по тогдашним ценам для приобретения небольшого участка земли даже в окрестностях Иерусалима).

В эти дни, напоминал пастве Патриарх Алексий Второй, «мы должны помнить уроки Великого поста. Главный из них – нравственная чистота, смиренномудрие, когда мы не превозносимся, но в сердце сохраняем смирение пред Богом». Одним из главных грехов Патриарх называет уныние. «Как часто нам кажется, что жизненные испытания д