Главная > Статьи

Статьи

 

ЧТО ТАКОЕ АНТИПАСХА, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖНА ВТОРАЯ ПАСХА
В слове «Антипасха» нет ничего страшного и противного Воскресению Христовому

 

Греческая приставка «анти» обозначает «вместо» или «напротив». То есть неделя напротив или после Светлого Воскресения Христова. Также здесь уместно значение «вместо». Потому что в этот день, завершающий Светлую седмицу, после Литургии которого закрываются Царские врата, а с вечера уже возобновляется чтение Псалтири, мы снова с полной силой вспоминаем Светлое Христово Воскресенье и будто бы вновь погружаемся в атмосферу пасхальной ночи. Поэтому Антипасха – это вместо Пасхи или вторая Пасха.

Примечателен также тот факт, что иногда это воскресенье называют восьмым днем Пасхи. Цифра восемь символична. Она обозначает восьмой день существования мира. Перед ним будет Страшный суд, грешники навсегда отправятся в ад, а праведники навсегда – в рай. И будет обновление мира. Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет в Апокалипсисе: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего» (Откр. 21:1, 2).

Все эти символы нам говорят о том, что Пасха не прекращается! Она вечна. Как вечна будет пасхальная радость праведников в новом горнем граде Иерусалиме.

Иерей Андрей Чиженко
Источник: Портал «Православная жизнь
https://pravoslavie.ru/93122.html

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

 

Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)Распятие, фрагмент (монастырь Студеница, Сербия)

Приуготовив верующих к подвигам поста и покаяния, Церковь вводит их в самый подвиг. Богослужения Великого поста, как и богослужения подготовительных к нему недель, постоянно побуждая к посту и покаянию, изображают состояние души, кающейся и плачущей о своих грехах. Этому соответствует и внешний образ совершения великопостных богослужений: в седмичные дни Великого поста, исключая субботы и воскресенья, Церковь не совершает полной литургии, этого самого торжественного и праздничного христианского богослужения. Вместо полной литургии по средам и пятницам служится литургия Преждеосвященных Даров. Состав других церковных служб изменяется сообразно с временем. В седмичные дни почти прекращается пение, предпочитается чтение из ветхозаветных писаний, особенно Псалтири, во все церковные службы вводится молитва святого Ефрема Сирина с великими (земными) поклонами, а третий, шестой и девятый часы соединяются с вечерней для указания времени, до которого должен простираться дневной пост.

Святая Четыредесятница и ее богослужения начинаются с вечерни Недели сыропустной. Сыропустное воскресенье называется еще в просторечии Прощеным воскресеньем, ибо за вечерним богослужением в этот день бывает чин или обряд, общего прощения в храме.

Первая седмица Великого поста отличается особенной строгостью, ибо прилично иметь ревность к благочестию при начале подвига. Сообразно этому, Церковь на первой седмице совершает богослужения продолжительнее, чем в следующие дни. С понедельника по четверг на великих повечернях читается покаянный канон святого Андрея Критского (+ 712). Канон этот назван Великим как по множеству мыслей и воспоминаний, в нем заключенных, так и по количеству содержащихся в нем тропарей – около 250 (в обычных канонах нх около 30). Для чтения на первой седмице поста канон разделяется на четыре части, по числу дней.

В среду и четверг к Великому канону прибавляется несколько тропарей в честь преподобной Марии Египетской (+ 522), пришедшей из глубокого духовного падения к высокому благочестию.

Великий канон завершается тропарями в честь его творца – святого Андрея Критского.

В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или часов священник в епитрахили читает прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», положенные в Требнике.

 

Феодор ТиронФеодор Тирон

В субботу первой седмицы Церковь творит воспоминание о чудесной помощи, явленной великомучеником Феодором Тироном (+ ок. 306) константинопольским христианам в 362 году, при императоре Юлиане Отступнике (+ 363), когда в первую седмицу Великого поста святой, явившись архиепископу Константинопольскому, повелел употреблять коливо (отварное зерно) вместо оскверненной тайным окроплением кровью идольских жертв на торжищах пищи. Освящение колива (иначе кутий) совершается в пятницу первой седмицы на Преждеосвященной литургии, по заамвонной молитве и молебном пении великомученику Феодору.

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются».

Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое.

Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери.

https://pravoslavie.ru/20937.html

Неделя о Страшном суде

3 марта 2019 года – третья подготовительная неделя Великого поста, Неделя о Страшном суде. 

 

Радость Страшного суда

В ходе церковного года мы вспоминаем события истории нашего спасения, которые уже находятся в прошлом, —такие как Благовещение, Рождество Спасителя, Его Крещение и выход на общественное служение, жертвенная смерть и Воскресение. Исторически мы не присутствовали при них и не могли, хотя они и имеют определяющее значение для нашей жизни здесь и сейчас.

Но одно событие, которое мы вспоминаем в Церкви, еще только должно произойти — и произойти со всеми нами. Мы все станем его свидетелями, и более того, будем вовлечены в него самым непосредственным образом.

Это событие, которое называется Последним судом. Мы привыкли к тому, что его называютСтрашным, и часто его образы в средневековом искусстве должны были именно нагнать страху в педагогических целях, чтобы люди испугались и исправились.

Это не то чтобы неверно, но это неполно.

Страшный суд Босх

Босх “Страшный суд”

Суд одновременно является и невыразимо пугающим — и невыразимо радостным событием.

Христос приходит в этот мир во славе, чтобы исцелить, спасти и преобразить его. Долгие века греха, смерти и боли оказываются позади; все ужасы и трагедии человеческой истории приходят к концу, чтобы никогда более не вернуться. Мертвые воскресают, и наступает та «жизнь будущего века», «жизнь вечная и блаженная», которую верующие ожидали с трепетом и надеждой. Благословенные наследуют Царство, уготованное им от создания мира, все земные скорби оборачиваются вечным торжеством. Это радость настолько огромная, что мы не могли бы ее вместить сейчас — нам еще нужно расти и через многое пройти, чтобы сделаться достаточно большими для нее.

Но с другой стороны, этот суд обоснованно называют Страшным. Человек может и не войти в это Царство — у него есть свободная воля, он может и отказаться. Причем входим в это Царство — или отказываемся войти — мы уже здесь и сейчас. Чтобы стать жителями Небесного Града, мы должны глубоко измениться, вернее, позволить Богу нас глубоко изменить. Иначе мы не можем войти в Град — даже не потому, что нас не пустят, просто потому что мы не сможем и даже не захотим быть его гражданами.

Примерно так же, как законченный эгоист не может и даже не хочет быть счастливым ни в браке, ни в дружбе, ни в работе: его испорченная душа просто не может вместить этих даров. Ввести нераскаянного, не преображенного благодатью грешника в рай невозможно — он принесет свой ад с собой.

Страшный Суд Рублев

Андрей Рублев. Фреска “Страшный суд”

Но грех означает не только то, что мы отворачиваемся от Бога и противимся Его спасительной воле, он также означает, что мы скрываем (в том числе от самих себя) свой подлинный выбор. Люди отказываются видеть свои грехи: как было сказано в заголовке одной книги по психологии, «Ошибки были допущены… Но не мной».

И вот Суд — это момент, когда мы оказываемся перед лицом реальности, истины о нас и о том выборе, который мы совершили в течении жизни – и больше не можем от этой реальности спрятаться. И мы уже не можем ничего изменить – как бывает в жизни, когда мы совершаем катастрофически плохие – и невозвратные решения. Молодой человек разругался с возлюбленной – и все никак не смирится до того, чтобы попросить прощения, а потом она выходит замуж за другого. Мужчина настаивает на аборте, а потом десятилетиями думает о том, что у него мог бы быть сын – его радость, гордость и опора. Но эти земные трагедии исцелимы: Бог может принять нас, простить и утешить, если мы приходим к нему, оплакивая наши грехи.

Страшный суд Микеланджело

Микела́нджело Буонарро́ти. Фреска “Страшный суд” в Сикстинской капелле

Но есть и окончательная, невозвратная трагедия, когда человек осознает, что всю жизнь перед ним была открыта дверь в Царство и его настойчиво приглашали, но он не захотел, предпочел что-то другое, что-то земное и временное, что все равно выскользнуло у него из рук, — а теперь уже поздно.

И вот Церковь, напоминая о Страшном суде, говорит, что вот сейчас, сегодня, еще не поздно. Мы можем покаяться, обратиться, сдаться Богу и дать Его благодати изменить нас.

Господь говорит о том, чем благословенные отличаются от проклятых, те, кто войдут от тех, кто останется «во тьме внешней»: благословенные проявляют действенную любовь к ближним. Это не значит, что они сдали какой-то норматив по добрым делам, это значит, что они являются людьми определенного типа, теми, для кого в радость служить Богу и людям.

Мы не можем преобразить себя сами; но Бог сделал все, что нужно для нашего спасения: Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, Он создал Церковь, вознесся к Отцу, ниспослал нам Святого Духа. Мы призваны довериться Богу — и тогда Он сделает нас благословенными. Он глубоко изменит наш характер и то, что мы из себя представляем. И тогда мы услышим на Суде: «Приидите, благословенные».
https://foma.ru/nedelya-o-strashnom-sude.html

Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом

Иверская икона Божией Матери «Вратарница» – с пронзенным ликом

 

Иверская икона Божией Матери

Иверская икона Божией Матери 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Иверская икона Божией Матери. 1-я пол. XI или нач. XII в. Оклад нач. XVI в. (Иверский мон-рь на Афоне)

Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон.

Первое известие о ней относится к IX веку – временам иконоборчества, когда по приказу еретической власти в домах и храмах уничтожали и предавали поруганию святые иконы.

Некая благочестивая вдова, жившая недалеко от Никеи, хранила у себя заветный образ Богоматери. Скоро это открылось. Пришедшие вооруженные воины хотели отнять икону, один из них ударил святыню копьем, и из лика Пречистой потекла кровь. Со слезами помолившись Владычице, женщина пошла к морю и опустила икону в воду; образ стоя двинулся по волнам.

Об иконе с пронзенным ликом, пущенной по морю, узнали на Афоне: единственный сын этой женщины принял монашество на Святой горе и подвизался рядом с тем местом, где когда-то причалил корабль, везший на Кипр Саму Божию Матерь, и где впоследствии, в Х веке, грузинский вельможа Иоанн и византийский полководец Торникий основали Иверскую обитель.

Однажды насельники Иверского монастыря увидели на море огненный столп высотой до неба – он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Иноки хотели взять икону, но чем ближе подплывала лодка, тем дальше в море уходил образ… Братия стали на молитву и усердно просили Господа даровать икону обители.

В следующую ночь Пресвятая Богородица явилась во сне старцу Гавриилу, отличавшемуся строгой подвижнической жизнью и детски простым нравом, и сказала: “Передай настоятелю и братии, что Я хочу дать им Мою икону в покров и помощь, потом войди в море и с верой иди по волнам – тогда все узнают Мою любовь и благоволение к вашей обители”.

Наутро монахи с молебным пением отправились на берег, старец безбоязненно пошел по воде и сподобился принять чудотворную икону. Ее поставили в часовне на берегу и трое суток совершали пред ней молитвы, а потом перенесли в соборный храм (на том месте, где стояла икона, открылся источник чистой сладкой воды).

На другой день икону обнаружили над монастырскими воротами. Ее отнесли на прежнее место, но она вновь оказалась над вратами. Так повторялось несколько раз.

Наконец Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала: “Передай братии: Я не хочу, чтобы Меня охраняли, но Сама буду вашей Хранительницей в этой жизни и в будущей. Я испросила вам у Бога Мою милость, и до тех пор, пока будете видеть Мою икону в обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет”.

Иверский монастырь на Афоне. Фото: CosmoSolomon / wikimedia commons

Иноки построили надвратную церковь в честь Богоматери, Хранительницы обители, в которой чудотворная икона пребывает по сей день. Икона называется Портаитисса – Вратарница, Привратница, а по месту своего явления на Афоне – Иверская.

По преданию, явление иконы совершилось 31 марта, во вторник Пасхальной недели (по другим сведениям, 27 апреля). В Иверском монастыре празднование в ее честь совершается во вторник Светлой седмицы; братия с крестным ходом идет на берег моря, где принял икону старец Гавриил.

В истории обители известно много случаев благодатной помощи Божией Матери: чудесного восполнения запасов пшеницы, вина и елея, исцеления болящих, избавления монастыря от варваров.

Так, однажды персы осадили монастырь с моря. Иноки взывали к Божией Матери о помощи. Внезапно поднялась страшная буря и неприятельские корабли затонули, в живых остался один лишь военачальник Амира. Пораженный чудом гнева Божия, он раскаялся, просил молиться о прощении его грехов и пожертвовал много золота и серебра на постройку монастырских стен.

РЕДАКЦИЯ ПОРТАЛА "ПРАВОСЛАВИЕ И МИР" | 25 ФЕВРАЛЯ 2019 Г.



С Рождеством  Христовым!

Бабочка

Елена Седова, жена священника село Медное, Тверская область

Чудесные рождественские истории

Эта история произошла в Рождество 2013 года в нашем храме Казанской иконы Божией Матери в селе Медное Тверской области. Как обычно, к празднику мы с прихожанами соорудили рождественский вертеп из подручных материалов — на этот раз ими оказались железные решетки для окон. Мы составили их в форме раскрытой книги, связали между собой и обтянули белой тканью, а на пол постелили сено. В вертеп поставили детскую деревянную кроватку и положили в нее «младенца» — куклу. Кто-то принес ящичек с песком и поставил его на пенек перед вертепом. В этот ящичек многие стали ставить свечи, как перед иконой. Ребятишки молились и просили младенца Христа за своих родителей и болеющих родственников, родители умиленно смотрели на детей и тоже о чем-то молились. На ночной службе вертеп подсветили разноцветными гирляндами, которые мигали и создавали праздничное настроение.

Людей на службе было много, и на удивительную гостью праздничной литургии обратили внимание на сразу. Только после богослужения ребятишки обнаружили в вертепе… яркую черно-красную бабочку! И это в нашу-то суровую русскую зиму! Никто не заметил, как и когда именно она появилась. Бабочка тихонько сидела на «яслях» и никого не боялась — видимо, и она хотела приобщиться к великому празднику. Немного посидев на краю «яслей», необычная гостья осторожно перебралась на грудь младенца. Но и тут бабочка не задержалась долго. Ей тоже нужно было прославить новорожденного младенца Христа, ведь не зря говорится в Библии: «Каждая тварь да славит Господа». Но как это сделать маленькому бессловесному насекомому? Бабочка поступила просто и мудро — она увенчала собой лоб младенца…

Прихожан и вообще всех, кто был в храме, это необычное происшествие поразило. Думаю, мы стали свидетелями настоящего чуда — ведь бабочка проснулась не от тепла, а в самом холодном месте храма. Печка, которая там работала, рассчитана максимум на полхрама.
Мы любовались безмолвной красавицей весь праздничный день. Лишь изредка бабочка расправляла свои крылышки, желая показать, что она жива и не уснула. На следующий день летняя гостья исчезла так же внезапно, как и появилась. Больше ее никто не видел.
Не важно, маленький ты или большой, есть у тебя голос или нет — каждый может прославить Христа в этот великий праздник.

 

Смотрите также:

Святочные рассказы от «Фомы» – от чуда к реальности и наоборот

Редакция
рубрика: Авторы » Р » 
https://foma.ru/chudesnyie-rozhdestvenskie-istorii.html




«ДАЖЕ ВОЛК ВЕДЕТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕЧНЕЕ»

Священник Анатолий Савчук о разводах христиан

То, что призванные быть светом миру христиане, согласно статистическим данным, перестают светить ему, не подавая должного примера в супружеской жизни, к сожалению, печальный и постыдный для нас факт. Количество разводов в семьях, называвших себя православными, вполне сопоставимо с разводами «в миру» – наверное, каждый из нас может привести один-два примера, а то и больше. Доходит дело даже до убийств. Причем это не страшилки из страны далекой, а самая что ни на есть наша безрадостная действительность.

Мы беседуем с иереем Анатолием Савчуком, настоятелем храма преподобного Серафима Саровского в далеком Харовске Вологодской области, отцом девятерых детей, о причинах нашего столь нехристианского поведения и способах исправления своей жизни по Евангелию.

 

 

Терпимое скотство

– Отец Анатолий, одна из бед нашего времени, судя по статистике даже среди православных, – это бесстрашное отношение к Таинству брака.

– Думаю, вы правы. Разводы и их предвестники стали чем-то терпимым, «нормальным» – простите за такое слово – в нашей среде. Судя по количеству разводов, а также разладов, скандалов в наших семьях, мы, православные, действительно подходим к браку без должного страха – страха Божия.

– В чем причина такого омертвения сердца? И как же нам реагировать на совершенно справедливые замечания людей, к Церкви не принадлежащих: «Что ж вы, православные, учите нас жизни, а сами живете по-скотски? Да у вас у самих – что ни брак, то развод, а то и похлеще»?

– Насчет «по-скотски». Ладно, волк – не скот, но все-таки: часто даже эти дикие звери, хищники, гораздо достойнее некоторых людей ведут себя, когда речь идет о супружестве. А причина нашего страшного поведения – это эгоизм, самолюбие, на мой взгляд. Самолюбие стало всеобщей бедой. Эгоизм пропагандируется с невиданной доселе силой и напором: из всех динамиков, со всех экранов на нас давит агрессивное яканье: «Я – бог, я этого достоин» и т.п. Реклама глупа, и ее можно попытаться не замечать, но из-за ее назойливости и всепроникаемости это очень трудно сделать.

Можно выключить рекламный ролик, но как выключить, скажем, какой-нибудь фильм, где вроде бы нет никакой рекламы, но вовсю пропагандируется тот самый эгоизм? Главный герой, парень-симпатяга, крушащий врагов направо и налево, спасающий мир в стотысячный раз, – чем не пример для подражания для юношества и не предел мечтаний для подрастающих девушек? Но взгляд на семейные отношения этого симпатяги оставляет самое удручающее, с точки зрения христианства, впечатление. Какие там семейные ценности, какая там верность, какое подлинное рыцарство?! Да там мрак и ужас. Но герой-то «положительный», следовательно, и образ его жизни зазорным не может быть. Вот и получается, что иллюзорное спасение мира на самом-то деле ведет к его разрушению – через разрушение естественных представлений о семье, верности, любви и чести.

Квадратные метры вместо Отечества

 

/p>

 Это если брать кинематограф. А если взять наши разговоры? Все чаще слышу: «А что мне это даст?»; «А что я с этого буду иметь?» Я ему – «Доброе утро!», а он со мной торгуется. Что за явление?

– То же самое: самолюбие. Ты посмел с ним поздороваться, значит, проявил какой-то интерес. Раз он тебе интересен, давай что-нибудь взамен. Это какой-то слом того старого доброго русского, что было в нас с детства. Обычного бескорыстия простой открытости.

Современный человек не умеет терпеть и ждать, жертвовать своими интересами

Есть и еще одно явление: человек разучивается терпеть и ждать. Сейчас мы живем на всем готовом, по крайней мере этот принцип во главе угла нашего воспитания, в том числе школьного. Помните выезды школьные на картошку? «Общественно полезный труд» – была такая дисциплина. Человек учился делать хоть что-то для других, жертвовать какими-то своими интересами. Мне-то проще, я сельский: если я вместо того, чтобы пойти, скажем, вместе со всеми на ту же картошку или на покос, еду на рыбалку или еще куда, свои же меня не поймут и доходчиво объяснят мне свое недоумение. Впрочем, это же было и в городах, насколько я знаю.

Сейчас же я сильно сомневаюсь, что все дети в курсе, что чай может быть сладким только в том случае, если положишь туда сахар и размешаешь его. Желательно сам. Далеко не всегда достигается и это. И если я живу на всем готовом, если с младенчества привык к тому, что у меня есть всё по первому хлопку и первому же платежу с кредитки, то интересы другого мне, знаете, как-то по барабану: я его/ее приобрел – пусть выполняет те брачные функции, ради которых и было осуществлено приобретение.

Наша семья атомизирована, разодрана в клочья: родители – отдельно, родители родителей – отдельно

Еще одна беда: потеря почитания старших. Могли бы мы представить себе каких-нибудь 30 лет назад, что к учителю можно обращаться не «на Вы» и не стоя? Чтобы кто-то не уступил место в транспорте старшему? Если раньше дедушка или бабушка в семье – это было совершенно естественно, и именно от них ребенок учился правилам уважительного поведения в обществе, то сейчас наша семья, точнее, то, что от нее осталось, атомизирована, разодрана в клочья: родители отдельно, родители родителей – отдельно. И очень сложно в таких условиях прививать навыки хорошей семейной жизни, если мудрые старики оказываются где-то далеко и ходят к детям в гости по приглашению, после нескольких телефонных звонков, чтобы не «оторвать их от важных дел».

Урбанизированная, атомизированная и жутко эгоистичная общность, лишенная земли, – вот что мы сегодня из себя представляем. Да и живем мы уже не на земле, а на квадратных метрах. Мы корни утратили – в прямом и переносном смысле. Так мы теряем и семью, и Отечество. Понимаете, нам нечего защищать, не для чего жить, кроме как для квадратных метров. Так себе патриотизм, если вдуматься.

Несколько завышенное самомнение

– То, что мы православные, не должно ввергать нас в высокое мнение о себе. Борьба с грехом продолжается до последнего вздоха, и нечего думать, что мы лучше других. Вспомним историю преподобного Иакова Постника. Этот великий человек однажды победил искушение. Пока его пыталась соблазнить блудница, он держал руку над огнем. А потом, видимо, возгордившись, он пал с самой благонамеренной девицей-христианкой и убил ее. Много позже людям стала известна сила и глубина покаяния Иакова, когда епископу открылось, что только по молитве этого покаявшегося святого минует страшное бедствие, обрушившееся на ту землю. И я очень не уверен, что преподобный Иаков после такого урока когда-нибудь считал себя святым. В отличие от нас, которые прощают себе очень и очень многое. Нам бы не мешало помнить, по моему твердому убеждению, что по сравнению с нашими великими преподобными предками мы – пыль. И знать, что если уж такие столпы были подвержены падениям, то нам ли, грубо говоря, выпендриваться?

– Так что же делать нам, лишенным Родины, семьи, не святым?

– Не отчаиваться никогда. И помнить, что Бог способен сделать человека и из праха. Да, и смотреть, искать добрые примеры. А они есть, несмотря на откровенное нежелание рассказывать о них в СМИ, киноиндустрии или где еще. «Как знаешь, ты, жена, не спасешь ли мужа?» или «Как знаешь, ты, муж, не спасешь ли жены?» – апостол обращается и к нам, сегодняшним горе-христианам. Сколько случаев из современной жизни, когда терпением, иногда просто мученическим терпением, и самоотверженностью жены или мужа вторая половина приходила в себя и семья становилась настоящей, христианской, крепкой!

Твердое «нет», знание молитв и добрый совет

 

 

– Очень красивое Таинство Венчания. Когда, по вашему мнению, нужно отказать в нем людям, заявляющим о своем намерении венчаться?

– Тогда, когда ты видишь, что к несению венцов они не готовы. Если люди не церковные, если они не ходят на воскресные службы, не принимают участия в Таинствах, то определенно имеет смысл подождать. Годик, может быть, при условии их вступления в церковную жизнь. А иначе им сложно выстроить семью.

– Имеет ли смысл, полезно ли вступающим в брак предварительно познакомиться, прочесть и понять как следует молитвы, которые будут звучать на Венчании? Ведь во время самого Таинства люди могут просто перенервничать, пропустить важные слова.

– Конечно! Тем более что эти молитвы очень поэтичны, историчны, это настоящий кладезь любви, сопереживания, добрых пожеланий им от Церкви.

– А как быть с уже воцерковленными людьми: можно ли, нужно ли когда-то посоветовать им повременить с Венчанием?

– Да, если у них один умный, опытный духовник, который действительно переживает за обоих. Не за себя – за них.

– Что можно сказать тем христианам, которые стали жертвой развода – по собственной ли вине, вине супруга, чаще – по обоюдной вине?

– Не знаю. Случаи настолько индивидуальные, что что-то общее сказать сложно. Призывать всех к покаянию будет слишком общо, и оттого покаяние может потерять свою силу и значение. Дежурно призвал – дежурно «покаялись». Нет, я не знаю. Каждый случай индивидуален.

Давайте беречь друг друга – делом, словом, помышлением

– Дайте, пожалуйста, добрый совет молодым.

– Лучше сказку расскажу. Грузинскую. Послали как-то человека за какой-то надобностью к трем братьям в горы. Приходит к младшему, стучится в дверь дома – оттуда крики, упреки. Выходит сгорбленный старик. «Так и так, меня послали к тебе за хлебом. Есть ли у тебя?» – «Нет, и давно уже не было. Спроси у среднего брата». Приходит к среднему – та же история. Те же крики, вопли, скандалы, такой же угрюмый сгорбленный старец. Отправил его к старшему. Стучится – полная тишина. Распахивается дверь, и выходит сияющий, радостный дядька. Зовет его в дом, угощает, снабжает всем необходимым – полный алаверды. Тот изумляется, спрашивает у жены этого молодца: «Как же так? Этот брат самый старший, а выглядит так молодо, и вы все счастливы. Как так, объясни мне?» Та отвечает: «Тут все просто: я берегу мужа».

– Так выпьем же за то, чтобы и наши жены выглядели всегда такими же молодыми и были бы с нами такими же счастливыми, как мы с ними, – так?

– Если умеренно и хорошего грузинского вина, то – обязательно. А если серьезно, то давайте действительно беречь друг друга – делом, словом, помышлением.

Священник Анатолий Савчук
беседовал Петр Давыдов

Книги Давыдова Петра в интернет-магазине "Сретение"

1 октября 2018 г.

    • Источник: https://pravoslavie.ru/116075.html

 

Что такое Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников Русской Православной Церкви. Его полное название — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

По преданию, Богородица явилась молящимся во Влахернском храме в Константинополе. Произошло это в 910 году. Божия Матерь распростерла свой омофор (покрывало для головы) над людьми, и это чудо стало знаком заступничества и утешения над людьми. Покров Пресвятой Богородицы празднуется только в Русской Церкви.

 Покров Богородицы

Когда празднуется Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы принадлежит к числу великих праздников. Дата праздника фиксированная — 14 октября по новому стилю (1 октября по старому стилю).

 

Что можно есть на Покров Пресвятой Богородицы

На Покров Пресвятой Богородицы поста нет. Если же день праздника выпадает на среду или пятницу — разрешается рыба.

 

События Покрова Пресвятой Богородицы

Покров Богородицы

История самого события, послужившего поводом к установлению праздника, известна достаточно хорошо. К Константинополю подступили войска варваров. В те годы подобные набеги нередко заканчивались кровавой резней, и жители византийской столицы оправданно ждали, что уже к утру они могут проститься с жизнью.

Священники города молились об избавлении от врагов, и вот в четвертом часу ночи будущем известному христианскому святому, юродивому Андрею Константинопольскому (славянину попавшему некогда в византийский плен), во Влахернском храме Константинополя явилось видение. На небе он увидел идущую по воздуху Богородицу, озарённую небесным светом, окруженную ангелами и сонмом святых. Как описывает это видение святой Димитрий Ростовский, Богородица «сняла с Себя блиставшее наподобие молнии великое и страшное покрывало, которое носила на Пречистой главе Своей и, держа его с великою торжественностью Своими Пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом”.

Чудесный покров защитил город. Поднявшаяся буря разметала корабли варваров, избавив жителей Константинополя от смерти.

Конечно, факт чуда невозможно доказать научно, однако о самом факте осады и спасительной бури есть немало исторических сведений. Вопрос вызвает лишь то, кем были кровожадные покорители византийской столицы? По некоторым данным, это были пришедшие к Константинополю сарацины. Однако, есть и другая версия.

Как полагает ряд ученых, события праздника описывают произошедшее с дру